Очень хорошая статья, и в большинстве пунктов очень точная.
Но не многовато ли получилось оптимизма в выводах?
"Дома же ориентируйтесь на университеты."
- Увы, сами университеты на нас еще неизвестно когда будут ориентироваться. До сих пор большинство из них, насколько я могу судить, отнюдь не ощущает недостатка в кадрах. Даже имея университетскую ставку в России, сохранить ее за несколько лет пребывания за границей очень и очень непросто (кстати, я часто слышал от коллег из Восточной Европы и Китая, что у них эта проблема почти что отсутствует), а реально ли получить ее заново, вернувшись из-за границы, в особенности в том случае, если ты не работал раньше в том или ином университете?
"А там, глядишь, и зарплату повысят. А её повысят, так как старшее поколение преподавателей, на которых сейчас держится 60% учебной нагрузки, уйдёт на пенсию. Это произойдёт в течение ближайших 5-7 лет. Вот тогда государство будет вынуждено выделить средства на преподавателей. В то, что начнут закрывать университеты, я не верю."
- Боюсь, что может продолжиться нынешняя тенденция - либо не замечать проблемы вообще, либо решать их посредством все более широкого введения платного обучения. И если экономическая ситуация не изменится совсем уж коренным образом, то большинство тех студентов, которые будут в состоянии платить, будут совсем не теми, которым нам захочется передавать знания.
Можно ждать, что государство российское вдруг возьмет и полюбит науку и университеты, но оно может этого никогда и не сделать.
В сравнении со статьей А. Островского статья В. Ключарева и А. Шестаковой (
http://www.researcher-at.ru/com_viewarticle71-54Itemid.html ) грешит чрезмерным радикализмом и недостаточной, пожалуй, зрелостью оценок и предложений. (Насколько можно судить по тексту, ее авторы просто этак лет на десять моложе

и все различия во взглядах идут только от этого.) Но лично мне импонирует в ней то, что авторы пытаются искать способы как-то повлиять на ситуацию. Конечно, большой вопрос - не слишком ли и они оптимистичны, когда исходят из того, что такое влияние возможно.
