Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

 


Автор Тема: Money, money, money...  (Прочитано 66487 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ivan

  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 524
Re:Money, money, money...
« Ответ #30 : нояб. 28, 2003, 17:37 »
100% денег на науку (говорю сейчас именно о науке, а не об образовании) должно делиться на конкурсной основе, сколько бы их (денег) не было, много или мало. Оценка проектов должна производиться опять-таки не старперами от академии, а международными экпертами, как это делается везде.

абсолютно согласен! однако к огромному сожалению, возникает только одна проблема - ведь не только "политическая элита от науки" этого не хочет, но и большинство обычных научных работников. многие из них понимают, что по конкурсу им не пройти, а значит перспектива оказаться за бортом.
 этих людей по-человечески можно понять. многие просто не имеют понятия что такое современная наука и не их в этом вина, а вина системы и разрушенной инфраструктуры.

mpm

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #31 : нояб. 29, 2003, 04:20 »
Цитировать
Мне кажется, что наука должна в первую очередь делаться как раз в вузах, особенно в условиях, когда полноценное финансирование и науки, и университетов из госбюджета в ближайшие десять-двадцать лет невозможно ожидать. Более того, университеты, на мой взгляд, единственное место в государстве, где наука совершенно необходима. Преподаватель, никогда сам не занимавшийся наукой всерьез, как правило (возможны, конечно, исключения, но они погоду не делают), не может быть хорошим преподавателем.
Согласен на 100%.
Цитировать
Другое дело, когда  уидут на пенсию старики. Вот когда некому будет преподавать - то есть готовит врачей, учителей, инженеров и т.д., тогда правительство сксватится за голову и будет вынуждено изменить оплату труда преподавателей. Пока хорошо заметно, что хвататься правительству не за что.
На мой взгляд, и не схватится. На врачей, учителей, ученых и пр., финансируемых из гос. бюджета, правительство чихало и чихать будет. Недавно, когда поднимался в Думе вопрос об увеличении финансирования образования и науки в бюджете 2004 г. г. Касьянов заметил, что видите-ли, мы образование и так перекармливаем. ???
Цитировать
Однако, хочу добавить, за эти реформы считаю нужным бороться (хотя бы и участвовать там во всяких круглых столах, инициативных комитетах и проч., нести так сказать, знание в серые начальствующие массы), чтобы добиться своего пусть нескоро, но хотя бы к пенсионному возрасту.... ;)
К пенсионному, конечно, не хотелось бы, но надо действовать. Как всегда встает традиционный российский вопрос "Что делать?". На локальном уровне эту проблему не решить, хотя надо работать и на уровне своих вузов. Предложение Салтыкова, по-моему, мало эффективно. Я думаю, что необходимо внести поправки в нормативные документы Минобразования об аттестации и переизбрании на должность преподавателей и внести пункт об обязательном наличии статей (не просто публикаций в виде тезисов) в рецензируемых журналах при переизбрании на должность доцента и профессора. А балласт, пусть даже и заслуженный, пусть работает в должности ассистентов. Это позволит даже при неизмененном уровне финансирования хоть как-то дифференцировать труд людей и побудить их заниматься наукой. Понятно, что балласт сразу же начнет искать лазейки и обходные пути, но надо же с чего-то начинать!
А у кого еще есть какие конкретные предложения (кроме заклинаний, что нужно что-то делать?)

Петр Маслюков, ЯГМА



Оффлайн Сергей Ш.

  • Moderator
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 2295
    • ТрВ
Re:Money, money, money...
« Ответ #32 : нояб. 29, 2003, 07:11 »
Я думаю, что необходимо внести поправки в нормативные документы Минобразования об аттестации и переизбрании на должность преподавателей и внести пункт об обязательном наличии статей (не просто публикаций в виде тезисов) в рецензируемых журналах при переизбрании на должность доцента и профессора.
Это, видимо, было бы очень полезно. Но цитировавшееся вами замечательное "Положение о порядке присвоения ученых званий" ( http://vak.ed.gov.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1456&matID=1796 ), столь занижающее требования к претенденту на профессорское звание по части науки, появилось всего лишь полтора года назад. Видимо, "антинаучный уклон" сейчас в фаворе. Я подозреваю, что тому есть и определенные объективные причины: если ввести слишком жесткие требования, преподаватели просто разбегутся, т.к. в нынешних условиях в России даже занятия по отдельности и преподаванием, и наукой стали почти что подвигом, а тем более сложно их совмещать. :( К тому же ничуть не меньшую проблему представляет сам процесс аттестации и переизбрания, в подавляющем большинстве случаев превращающийся в пустую формальность, и решить эту проблему очень сложно, в т.ч. и потому, что жесткая конкуренция плохо вписывается в ментальность российских интеллектуалов.

Хотя если бы государство наконец-то нашло бы средства для существенного повышения зарплаты ::) , то было бы логично совместить это с постепенным повышением требований, и в первую очередь, возможно, как раз к научным показателям, поскольку они лучше поддаются объективной оценке, чем чисто преподавательские. Но это следовало бы делать ни в коем случе не внезапно, а постепенно, причем заранее должно быть объявлено, что такие-то требования будут введены через 2 года, такие-то - через 4, ибо, естественно, моментально "перестроиться" в этом деле невозможно.  

Из того, что можно было бы делать прямо сейчас, мне кажется достаточно реальным разработать меры, позволяющие преподавателям, уехавшим заниматься наукой за границу, сохранять за собой свою должность в России, по крайней мере на некое ограниченное число лет. Это наверняка не так просто, как может показаться на первый взгляд: во время их отсутствия кто-то должен будет выполнять их работу, а по их возвращении или в случае их временного приезда - куда-то исчезнуть... :o  Но должен быть какой-то выход. В конце концов, почему поляки могут себе позволить запросто уезжать за бугор на вообще неограниченное время (формально при длительном отстутствии требуется периодически продлять пребывание в должности, но с ним практически не бывает проблем), а мы - нет?

Почему это важно? Как нетрудно понять, разглядывая замечательный график распределения возрастов претендентов на гранты РФФИ, с коего начинается статья Ольги Рубан "Судьба молодежного пика" ( http://www.researcher-at.ru/index.php?option=articles&task=viewarticle&artid=82 ), в районе возраста 25 лет, т.е. когда обычно защищается кандидатская диссертация, молодежь чрезвычайно активно (похоже, более активно, чем в прошлые годы) пытается найти средства для поддержки своей научной деятельности. Но, судя по тому, что эта активность с возрастом резко падает, подавляющее большинство молодых ученых быстро переключается на что-то, уже никак не связанное с РФФИ - видимо, это либо сферы, не связанные с наукой, либо заграница. И, в частности, в университетах те, кого до революции отправляли за границу "для подготовки к профессорскому званию", а в советское время - "оставляли на кафедре" как перспективного преподавателя, сейчас, не видя никаких перспектив в своей Alma Mater, либо уходят в иные сферы, либо уезжают - но не для "подготовки к профессорскому званию" ;D :o :( , а просто так, и связь с ними чаще всего быстро обрывается. Но ведь можно было бы вернуться, хотя бы частично, к дореволюционному пониманию сути вопроса - можно рассматривать заграницу как систему подготовки наших кадров, причем ни копейки не стоящего нашему бюджету... :D
« Последнее редактирование: нояб. 29, 2003, 07:18 от Сергей Ш. »

avtor

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #33 : нояб. 29, 2003, 10:26 »
Цитировать
Статья имеет смысл, как пособие по выживанию для тех, кто хочет по какой-то причине оставаться в российской науке любой ценой. Подчеркну именно "любой", так как смысла в предлагаемом существовании мало. Надежда на то, что старичок профессор отдаст концы, а с ними и свой пост, безусловно, оправдается со временем. А вот на то, что впридачу к этому посту потекут нефтебаксы - видимо нет. А значит - прозябание, научное и материальное, от командировки к командировке на запад, где такое положение русского ученого традиционно вызывает жалость и желание помочь да и поэксплуатировать дешевые мозги заодно.  А хотелось бы, если и приезжать куда-то раз-два в год, то как равный к равному, из одной приличной уважаемой лаборотории в другую. Как многие из нас ездят сейчас - из Финляндии в Голландию, Германии в Штаты, Англии в Италию, и т.п., не просителями, а чтобы делится опытом на равных. (И не копить командировочные на покупку "копейки", как делали наши предшественники, а использовать по назначению - жить в нормальной гостинице и ходить в нормальные рестораны.)


Вы невнимательно читали статю, дорогой коллега.. Любой ценой пытаются остаться на западе, а не в России. И пока Вы не получили постоянной позиции, куда бы вы не ездили - Вы тот же гость из России. Я писал статью применително к себе и таким как я - я чувствую дома себя ПОЛНОЦЕННЕЕ (не больше и не меньше). А дальше каждый волен выбирать.


Ну вот и конкретные предложения появились (безголовому правительству):
(1) разрешать уежать преподавателям на Запад, допустим, на 2 года без прерывания стажа с условием возможности (невозможности) продления, например, на 1 год;
(2) в течение 5 лет переити на систему конкурсного получения должости исксодя из (а) пед. нагрузки и (б) научных достижений, измеряемых числом полученных грантов и публикаций в реферируемых журналах;
Вот здесь, правда, наш менталитет (негативное отношение к конкуренции) необходимо учитывать, чтобы не выбросит за борт добросовестных тружеников, которые виноваты толко в том, что прожили в такой системе;
(3) содеыствие отправке перспективной молодежи зарубеж с целю подготовки к должности в университете.

Оффлайн Сергей Ш.

  • Moderator
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 2295
    • ТрВ
Re:Money, money, money...
« Ответ #34 : нояб. 30, 2003, 12:09 »
Нашел очень любопытный пост на "Форуме С.Кара-Мурзы". Автор отвечает на вопрос: "Вы своих знакомых, уехавших из СССР, знаете хорошо. Не могли бы Вы написать причины, по которым вертаться обратно людям не хочется." ---

"1. уехал студентом 7 лет назад. Был счастлив и в России, когда деньги были. Причина невозвращения - здесь можно в ус не дуя получать зарплату/стипендию чтоб хватало на жизнь. Возвратился бы если - рабочий день <4 часов + приличная зарплата. Вообще дурак и таких не жалко.

2. уехал студентом 8 лет назад (9-6 лет назад была волна студентов). Был бы счастлив и в России, если бы была жена, зарплата и условия. Не вернется потому, что женился тут на австралийке и уехал в Австралию, так бы вернулся. Умнейший человек

3. уехал студентом 8 лет назад. Приедет по причинам, которые писал. Это Александр. Умнейший человек

4. уехал студентом 8 лет назад. Думаю, приехал бы, если бы была возможность ночевать в лабе при мало-мальских условиях. Умный человек

5. уехала защитившись 5-7 лет назад. Вполне успешно занималась наукой. Здесь решила, что деньги всего важней, вышла замуж за профессора и науку бросила. Теперь не вернется без огромной зарплаты, размеры коей растут по мере возрастания проведенных здесь лет. Умный человек

6. и 7. муж и жена-украинка. уехали защитившись лет 5 назад. Считают, что СССР развалился под грузом + джентельменский набор демократа по-полной. Недавно усыновили мальчика из России, провели там лишний месяц, вернулись с новым зарядом ненависти к СССР ("коммунисты хотели всех детей в детдома!"). Не вернутся ни при каких условиях по идеологическим соображениям. За исключением демшизы, оба умные люди

8. уехала мнс со стажем лет 10 назад. Имеет устойчивую позицию в штатах. Не вернется, если не будет иметь сравнимой со здешней зарплатой, да и тогда не вернется. Россию называет Рашкой и относится соответственно. СССР терпеть не может. С дочерью дома говорит по-английски. Уровень - средний

9. уехала пару лет назад в Европу защитившись, до тех пор пыталась жить и работать в России (порода хиппи). Вернется, при совершенно минимальных условиях для работы и минимальной зарплаты.

10 и 11. муж и жена (еврейка) уехали в аспирантуру 10 лет назад. Умнейшие люди. Вписались в общество, приедут только на такие же условия, какие имеют здесь (т.е. нереально). Им и здесь хорошо.

12, 13 и 14. 2 профессора и что-то типа мнс здесь. Приехали лет 8-10 назад. Пытаются поддерживать лабы и в России и в штатах. Наверное, вернутся при случае, раз такие упорные!

..."

- это только начало, всего там 30 (!) пунктов - см.  http://vif2ne.ru/nvz/forum/archive/69/69115.htm (Лилия, 05.12.2002 13:08:44)
« Последнее редактирование: нояб. 30, 2003, 12:11 от Сергей Ш. »

Оффлайн elenag

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 23
  • Я-ламер!
Re:Money, money, money...
« Ответ #35 : дек. 01, 2003, 06:42 »
Преподавать в России, а наукой заниматься на Западе - а это, как я понимаю, именно то, что Автор предлагает как вариант стиля жизни, - не кажется таким уж "ПОЛНОЦЕННЫМ". Ни по отношению к российской науке, которая еще сильнее чахнет от такого расклада - лаборатории и библиотеки не нужны..., ни по отношению к западной, которая получает дешевого специалиста (дешевого в плане его себестоимости - вместо того, чтобы платить одну зарплату своему можно взять 2х на стипендию, не заморачиваться его обучением, лечением, социальными нуждами и т.д.). В результате - временное решение по выживанию отдельного индивида, которое реально не должно перерастать в государственную политику. Потому как - тупиковое.

Ездить можно и нужно. И давать такие возможности - тем, кто этого хочет, разумеется, а не делать очередной обязаловкой, - тоже нужно. Но вот упор - здесь читаю лекции, а там работаю в лаборатории - не бьет.

mpm

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #36 : дек. 02, 2003, 04:59 »
Цитировать
Ну вот и конкретные предложения появились (безголовому правительству):
(1) разрешать уежать преподавателям на Запад, допустим, на 2 года без прерывания стажа с условием возможности (невозможности) продления, например, на 1 год;
(2) в течение 5 лет переити на систему конкурсного получения должости исксодя из (а) пед. нагрузки и (б) научных достижений, измеряемых числом полученных грантов и публикаций в реферируемых журналах;
Вот здесь, правда, наш менталитет (негативное отношение к конкуренции) необходимо учитывать, чтобы не выбросит за борт добросовестных тружеников, которые виноваты толко в том, что прожили в такой системе;
(3) содеыствие отправке перспективной молодежи зарубеж с целю подготовки к должности в университете.

Вопрос только в том, что делать с конкретными предложениями дальше. "Безголовое правительство", к сожалению, материалы этого форума читать не будет.

Оффлайн Администратор

  • Administrator
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 638
    • Researcher@
Re:Money, money, money...
« Ответ #37 : дек. 02, 2003, 05:44 »
Вопрос только в том, что делать с конкретными предложениями дальше. "Безголовое правительство", к сожалению, материалы этого форума читать не будет.
Никогда не знаешь, кто читает материалы форума. Для меня было полной неожиданностью, когда организаторы (финны) Финско-Русской зимней школы по нейробиологии написали письмо с просьбой прояснить некоторые моменты для участников форума.  8) Они чтали обсуждения на форуме по-русски!

mpm

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #38 : дек. 02, 2003, 06:56 »
Представил себе сцену: гг. Касьянов, Кудрин, Филиппов и их замы с помощниками читают материалы форума с Researchera и рассуждают, как бы помочь Российской науке. Аж слезу прошибло ;D

Оффлайн Ivan

  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 524
Re:Money, money, money...
« Ответ #39 : дек. 02, 2003, 07:09 »
ну, касьянов, конечно читать не будет :) но если развивать проект, то некий резонанс получить можно

mpm

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #40 : дек. 02, 2003, 07:37 »
Если ограничиться только форумом, то каких-то результатов это вряд ли даст. Можно в итоге составить что-то вроде открытого письма.

Оффлайн Irina A

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 19
Re:Money, money, money...
« Ответ #41 : дек. 11, 2003, 09:27 »
Приглашаю всех посмотреть продолжение этой темы рядом, в обсуждении конференции "Интеллектуальный мост Россия - Запад".

МЛ

  • Гость
Ну, был я на том мосту
« Ответ #42 : дек. 15, 2003, 23:23 »
Видимо, тему "Интеллектуальный мост..." необходимо переименовать в "Мозговой трамплин".
Конечно же, в основе проблемы бегства мозгов лежит финансирование, или money - для англоговорящих.
Товарищи учёные, доценты с кандидатами: почему игроки национальных команд бегут на Запад, сборные команды РФ ничего не выигрывают? Видимо, там больше гонорар.
РФ нищает, и слава Богу, что Касьянов не забредает на наш Форум, потому что он-то думает, что ситуация в стране стабилизируется.
- Вы чё, блин, - скажет нам Mike2%, - жить всё лучше и лучше, а Вы говорите - в стране кризис?
Поэтому вполне в духе времени предложение Сергея Ш. - чтобы отпускали. Правильно, рыба ищет где глубже, мы будем искать - где рыба. Но в течение 2 (двух) лет в РФ за нами будут сохраняться место работы и социальные льготы. За это мы отблагодарим страну лекциями на высоком международном уровне.
Беру на себя труд сформулировать законотворческую инициативу:
1. Разрешить и рекомендовать выезжать для работы на Запад хоккеистам, научным работникам, студентам и аспирантам. При этом по основному месту работы в РФ в течение 2 (двух) лет сохраняется заработная плата, стаж и право на получение пенсии.
Нет! Нет, дорогие товарищи и господа! Деньги решают не всё!
Есть ещё кумовство. Кстати, прозвучало убеждение, что это позорное явление есть только в России. Денег нет, кумовство - есть. А на Западе, якобы, наоборот. Может быть, западные коллеги не спешат сообщить об этом позорном явлении приезжим из СНГ?

Оффлайн Irina A

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 19
Re:Money, money, money...
« Ответ #43 : дек. 16, 2003, 04:48 »
Автору "Ну, был я на том мосту"
« Ответ #42 на: Сегодня at 05:23:44 »

На каком мосту Вы были?



МЛ

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #44 : дек. 20, 2003, 04:45 »
Глубокоуважаемая Irina A!
А по сути моего высказывания у Вас возражений нет?