Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

 


Автор Тема: Money, money, money...  (Прочитано 67548 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Ш.

  • Moderator
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 2295
    • ТрВ
Re:Money, money, money...
« Ответ #15 : нояб. 23, 2003, 04:47 »
Уважаемые коллеги, большая просьба ко всем, у кого проблемы с кириллицей - пользоваться переводчиком с транслита. В форуме его легко обнаружить вверху каждой страницы.

И статья была написана для тех, кто мечется. Ведь она может подтолкнуть кого-то вернуться... Установить прочные связи с Западом, чтобы это помогло выживать и заниматься наукой, и вернуться. Видели бы Вы, сколько замечательных малчиков и девочек приходит каждий год в университеты. Вне зависимости от политической ситуации, чудесные дети продолжают рождаться и вырастать. Кто их будет учить?

"Установить прочные связи с Западом, чтобы это помогло выживать и заниматься наукой, и вернуться" - правильно ли я понял, что вы имеете в виду такую схему: 1) сколько-то лет проработать на Западе, установить там контакты; 2) продолжить работать в России, но, пользуясь налаженными контактами, периодически ездить на Запад (на короткие сроки - порядка неск. месяцев), в первую очередь для подработки?

Мне такая схема кажется очень даже неплохой. Но в реальной жизни с ней получаются вот какие проблемы:

1) если некто уезжает на Запад на много лет, то одновременно с установлением контактов на Западе он теряет (иногда полностью) контакты в России;

2) если некто пытается поддерживать контакты в России, время от времени - например, в период отпуска или в промежутках между окончанием работы по одному гранту и началом работы по другому - приезжая для чтения лекций, руководства аспирантами и др., то он может столкнуться со множеством организационных проблем, особенно если попытается оформить свои отношения официально (что может быть весьма важно впоследствии, если он захочет вернуться и работать в какой-то постоянной должности);

3) если некто, много лет работавший за границей, возвращается, то, как правило, к этому времени его ставка уже занята (если она вообще была - многие уезжают, еще не закончив или только что закончив аспирантуру), а устроиться на работу заново даже при сохранении хороших отношений очень сложно: как известно, в России конкурсы - вещь исключительно формальная, и когда где-то освобождается должность, то обычно на нее уже есть претендент, напр., из числа выпускников или аспирантов.

Во всяком случае, сейчас очень мало людей, которые, имея возможность стабильно получать постдоковские позиции на Западе, периодически приезжают работать в Россию. Конечно, не исключено, что дело может быть в том, что они просто не пытаются это делать, и что административные и прочие препоны не столь уж нереально преодолевать. Но, как бы то ни было, фактом, видимо, является то, что контакты с Россией сейчас поддерживаются на недостаточном уровне для того, чтобы с достаточной уверенностью рассчитывать в будущем на возвращение.

В связи с этим у меня вот какой вопрос, как к автору, так и вообще ко всем. Может быть, есть что-то такое в системе российской науки и высшего образования, что можно было бы подправить для облегчения контактов с уехавшими? (Пример: в Польше и как будто бы в ряде других стран Восточной Европы человек, работающий за границей, может безо всякого труда сохранять за собой свою должность в том университете, где он работал, и легко вернуться в любой момент - ему будут только рады.)

В России есть люди, которым хотелось бы интенсифицировать связи между наукой в России и российской научной диаспорой. В их числе уже несколько раз упоминавшийся на Ресерчере "Координационный центр", возглавляемый бывшим министром науки Б.Г.Салтыковым ( http://www.inno.ru/residents/ ). (В него входит и О.Л.Рубан, статьи которой недавно появились на Ресерчере.) Не исключено, что они смогли бы добиться внесения в законодательство и разного рода подзаконные акты изменений, а также предпринять необходимые организационные усилия, которые благоприятствовали бы развитию контактов уехавших с российской наукой. Однако в данный момент не очень ясно (в т.ч., я думаю, и этому "Центру"), какие именно шаги могли бы оказаться наиболее эффективными без больших финансовых вливаний.
« Последнее редактирование: нояб. 23, 2003, 04:51 от Сергей Ш. »

avtor

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #16 : нояб. 27, 2003, 14:03 »
Уважаемый Сергеи:
Извините за транслитовские осчибки.
Спасибо большое за комментарий и вопрос. Да, Вы абсолютно правильно поняли мою позицию. Я считаю, что для тех, кто не хочет емигрировать, необходимо (1) устанавливать долговременные контакты на Западе, и (2) искать место в россиыском университете. Наидя такое место, и получив его (что потребует массы усилии), переходит на челночный вариант работы.
В идеале все преподаватели университетов должны работать именно в таком режиме, чередуясь друг с другом.

Тот, кто не собирается уезжать насовсем, контактов дома не потеряет. Согласен, что мест не так уж и много, и на них всегда наидутся кандидаты из домоседов. Тем не менее, довольно скоро настанет момент, когда возрастная брешь потребует большого количества молодых сотрудников. Но для этого нужно сделать многое, чтобы тебя имели ввиду дома как потенциального сотрудника и претендента на освобождаюсчееся место. Есчце раз, этот рецепт может оказаться хорош для тех, кто все-таки не хочет уезжать насовсем. И, естественно, без проблем здесь не обоитис. В каждом конкретном случае будут свои проблемы: и отсутствие мест, и зависть, и много чего есчце (Родина-а-а, ...еду я на Родину!) И к этому надо быт готовым.

Интенсификация связей с диспорой дело полезное, но что касается очень многих из нас, то народ потянется обратно, когда начнут повышать зарплаты...

С уважением, Андрей

Оффлайн elenag

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 23
  • Я-ламер!
Re:Money, money, money...
« Ответ #17 : нояб. 27, 2003, 16:53 »
искать работу, а также создавать "эффект присутствия" в России, работая при этом на Западе, увы! нереально - я имею в виду нормальную и полноценную работу, а не пост-док с эфемерными обязанностями. И в академических институтах, и в университетах места "высиживаются" долго и упорно - и сейчас тоже, это даже не предмет для дискуссии...Поэтому полезность и применимость таких советов ограничивается только кругом людей, за которыми их места "держат" - по тем или иным причинам.

Оффлайн Сергей Ш.

  • Moderator
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 2295
    • ТрВ
Re:Money, money, money...
« Ответ #18 : нояб. 28, 2003, 00:37 »
В идеале все преподаватели университетов должны работать именно в таком режиме, чередуясь друг с другом.

...

Интенсификация связей с диспорой дело полезное, но что касается очень многих из нас, то народ потянется обратно, когда начнут повышать зарплаты...

Андрей, я с вами совершенно согласен, но меня беспокоит то, что к моменту возможного повышения зарплат в России может не остаться ни науки, ни нормального образования. Между прочим, будет просто некуда возвращаться.

Если "челночный" вариант может давать возможность полноценных занятий наукой на Западе, полноценного преподавания и полуполноценного (хотя бы на уровне руководства работами студентов и аспирантов на заведомо не самом передовом оборудовании), то, мб, государство могло бы сосредоточиться на его обеспечении, а мы могли бы подготовить для этого соответствующие предложения?

mpm

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #19 : нояб. 28, 2003, 04:37 »
Уважаемый Сергей,
На мой взгляд, прежде всего нужно изменить статус самой вузовской науки. Не секрет, что более 40% преподавателей в вузах наукой не занимаются и не планируют это делать. Минобразованию на это наплевать, они сейчас больше ЕГЭ озабочены. Такое положение дел способствует тому, что руководство вузов проводят в жизнь следующие установки: "Наука - в НИИ, а вузах главное -учебный процесс". Отсюда и соответствующее отношение к этому.  >:(
В "Положении о порядке присвоения ученых званий" говорится, что звание профессора по кафедре может быть присвоено лицу, имеющему не менее 3-х научных работ за 3 года (это не статей в рецензируемых журналах, а может быть просто тезисов местных конференций)! Далее перечисляются остальные требования, в т.ч. наличие методических работ и 2-х учеников. http://vak.ed.gov.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1456&matID=1796
Таким образом, защитив диссертацию, человек может получить звание профессора или доцента и больше наукой не заниматься, а раз в пять лет отчитываться методичкой или тезисами (а можно и их даже не иметь при лояльном отношении с администрацией). Исходя из вышеизложенного, даже если приедет специалист, имеющий множество статей в престижных журналах, работавший в престижной лаборатории за рубежом, при нашей системе ценностей он здесь будет никому не нужен.
Что касается вакансий, да, положение меняется, места появляются, на нашей кафедре свободно 3 ставки и число мест, возможно, еще возрастет. Но если положение не изменить, то стоит только существенно поднять зарплату преподавателям, то они тут же заполнятся (скорее всего не самыми активными в научном плане).

Оффлайн elenag

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 23
  • Я-ламер!
Re:Money, money, money...
« Ответ #20 : нояб. 28, 2003, 05:31 »
Quote <Что касается вакансий, да, положение меняется, места появляются, на нашей кафедре свободно 3 ставки и число мест, возможно, еще возрастет. Но если положение не изменить, то стоит только существенно поднять зарплату преподавателям, то они тут же заполнятся (скорее всего не самыми активными в научном плане).>

Не могу поверить... 3 ставки (какие, кстати, если не секрет?) свободны и все ждут повышения зарплаты, чтобы их занять? Летом разговаривала с бывшими коллегами по кафедре...- проще получить штатную должность в Европе, чем полставки инженера в провинциальном университете.
« Последнее редактирование: нояб. 28, 2003, 05:35 от elenag »

mpm

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #21 : нояб. 28, 2003, 05:40 »
Ярославская гос. медицинская академия, кафедра нормальной физиологии, 3 ставки ассистента+1 старшего лаборанта.

Оффлайн elenag

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 23
  • Я-ламер!
Re:Money, money, money...
« Ответ #22 : нояб. 28, 2003, 05:42 »
Obaldet'!
А это только на этой кафедре такое или во всем институте, то-бишь, академии?
« Последнее редактирование: нояб. 28, 2003, 05:44 от elenag »

mpm

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #23 : нояб. 28, 2003, 06:09 »
Ситуация везде разная, есть кафедры пока полностью укомплектованные, есть и такие, где ситуация с преподавателями близка к критической.  

avtor

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #24 : нояб. 28, 2003, 13:12 »
   А вот пример из жизни Ст Петербургского електротечнического института. На кафедре електроники формально числятся 9 преподавателей. Из них лекции и практические ведут 3 человека (90% всей пед.нагрузки), включая зава. Остальные уже давно приходят толко один раз в неделю, включая доцентов, прочитать свою лекцию. И давно бы ушли, да подводить оставшихся трех совесть не позволяет. Все давно работают в частных конторах, и отдают зарплату тем троим. Такая ситуация сохраняется уже 5 (!) лет, из молодежи не пришел никто, не хотят. Естественно, что продолжатся до бесконечности это не может.

Да, искать место очень непросто. Да, мне место держат, поскольку на мне 5 базовых лекционных курсов, которые читать кроме меня некому (а сеичас эти дырки закрывают другими курсами), и масса всего осталного. Но то, что наити постоянную позицию в Европе легче, чем у нас - позвольте не поверить.

Оффлайн Сергей Ш.

  • Moderator
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 2295
    • ТрВ
Re:Money, money, money...
« Ответ #25 : нояб. 28, 2003, 13:23 »
На мой взгляд, прежде всего нужно изменить статус самой вузовской науки. Не секрет, что более 40% преподавателей в вузах наукой не занимаются и не планируют это делать. Минобразованию на это наплевать, они сейчас больше ЕГЭ озабочены. Такое положение дел способствует тому, что руководство вузов проводят в жизнь следующие установки: "Наука - в НИИ, а вузах главное -учебный процесс". Отсюда и соответствующее отношение к этому.  >:(

Разделение вузов и науки сложилось у нас, насколько я понимаю, в советское время, и сейчас особенно трудно с этим что-то сделать, хотя бы потому, что преподавателям приходится заниматься разного рода подработками. Даже там, где традиционно к преподавателям были высокие требования по части науки или они сами имели к ней большой интерес (напр., в МГУ), на нее остается слишком мало времени.

К этой теме имеет отношение предложение одного из очень немногих людей, пытающихся в России что-то делать для спасения науки, бывшего министра науки Салтыкова: направить (выгнав из НИИ) в вузы тех ученых, которые то ли по возрасту, то ли по другим причинам не в состоянии достаточно эффективно работать в науке:

"Их опыт и знания будут востребованы в сфере образования, — предлагает выход Борис Салтыков. — Тогда студентов будут учить не те профессора, которые защитили диссертации по книжкам, а люди, много лет проработавшие в реальной науке. Это позволит поднять качество подготовки будущих специалистов, особенно в регионах, где не хватает высококвалифицированных преподавателей."

(см. статью О.Рубан "Судьба молодежного пика" http://www.researcher-at.ru/index.php?option=articles&task=viewarticle&artid=82 )

Я, правда, сильно сомневаюсь, что из них получатся хорошие преподаватели...

Возвращаясь к сути дела: Мне кажется, что наука должна в первую очередь делаться как раз в вузах, особенно в условиях, когда полноценное финансирование и науки, и университетов из госбюджета в ближайшие десять-двадцать лет невозможно ожидать. Более того, университеты, на мой взгляд, единственное место в государстве, где наука совершенно необходима. Преподаватель, никогда сам не занимавшийся наукой всерьез, как правило (возможны, конечно, исключения, но они погоду не делают), не может быть хорошим преподавателем.

В частности, мне кажется, по крайней мере, теоретически, очень разумной "челночная" система, когда преподаватель мог бы без больших помех со стороны соотечественников (коллег, администрации, законодательства и т.п.) ездить за границу заниматься наукой, в том смысле, чтобы не терять при этом свою преподавательскую должность. Напр., при этом основным (единственным?) условием восстановления его в должности по возвращении могло бы быть то, чтобы он отсутствовал не более некоторого разумного числа лет (напр., 3 года) и занимался в период отсутствия именно наукой (что, естественно, можно подтверждать публикациями). Но возможно, что на практике могли бы возникнуть какие-то проблемы, которые не очень заметны при "теоретическом" рассмотрении вопроса (напр., подавляющее большинство более-менее сильных преподавателей оставалось бы за бугром и после 3 лет?).

avtor

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #26 : нояб. 28, 2003, 13:34 »
На мой взгляд, прежде всего нужно изменить статус самой вузовской науки. Не секрет, что более 40% преподавателей в вузах наукой не занимаются и не планируют это делать. Минобразованию на это наплевать, они сейчас больше ЕГЭ озабочены. Такое положение дел способствует тому, что руководство вузов проводят в жизнь следующие установки: "Наука - в НИИ, а вузах главное -учебный процесс".

Опять я:

Вузовская наука, на мой взгляд, ВСЕГДА была личным делом преподавателей. Главная обязанность - вести занятия, а все остальное дело совести каждого конкретного человека. Именно поетому целевые денги на науку университетам дают с трудом. Сеычас занятия наукой (если играть с Западом) могут кормить, поетому многие стали играть в эти игры, но рассчитывать на изменение отношения к ней со стороны правительства не стоит. Другое дело, когда  уидут на пенсию старики. Вот когда некому будет преподавать - то есть готовит врачей, учителей, инженеров и т.д., тогда правительство сксватится за голову и будет вынуждено изменить оплату труда преподавателей. Пока хорошо заметно, что хвататься правительству не за что.

Сеичас преподаватели не занимаются наукой потому, что она не кормит дома. Все-таки тех, кто не ездит на запад, из них - большинство. Но это старшее поколение.

По поводу предложений безголовому правительству - надо думать....

Оффлайн Сергей Ш.

  • Moderator
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 2295
    • ТрВ
Re:Money, money, money...
« Ответ #27 : нояб. 28, 2003, 14:06 »
...рассчитывать на изменение отношения к ней со стороны правительства не стоит. Другое дело, когда  уидут на пенсию старики. Вот когда некому будет преподавать - то есть готовит врачей, учителей, инженеров и т.д., тогда правительство схватится за голову...

Было бы очень нехорошо начинать тогда все с нуля. Все-таки в российской системе преподавания много хорошего, но традиции теряются, когда образуется разрыв в их передаче.

Сейчас все-таки есть некие движения, хотя и не непосредственно в правительстве. Все-таки в этом что-то есть, когда бывший министр науки не только бизнесом занимается, но и занимается разработкой конкретных мер по реформированию науки (см., напр., меморандум возглавляемого им "Центра" на http://www.inno.ru/residents/ или статью О. Рубан, которую я уже цитировал выше). И вообще в стране в целом вполне, мне кажется, позитивное и сочувственное отношение к науке, а при всей безголовости верхам все-таки приходится следить за своим рейтингом.  ;)

BT-DT-GT

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #28 : нояб. 28, 2003, 14:33 »
Статья имеет смысл, как пособие по выживанию для тех, кто хочет по какой-то причине оставаться в российской науке любой ценой. Подчеркну именно "любой", так как смысла в предлагаемом существовании мало. Надежда на то, что старичок профессор отдаст концы, а с ними и свой пост, безусловно, оправдается со временем. А вот на то, что впридачу к этому посту потекут нефтебаксы - видимо нет. А значит - прозябание, научное и материальное, от командировки к командировке на запад, где такое положение русского ученого традиционно вызывает жалость и желание помочь да и поэксплуатировать дешевые мозги заодно.  А хотелось бы, если и приезжать куда-то раз-два в год, то как равный к равному, из одной приличной уважаемой лаборотории в другую. Как многие из нас ездят сейчас - из Финляндии в Голландию, Германии в Штаты, Англии в Италию, и т.п., не просителями, а чтобы делится опытом на равных. (И не копить командировочные на покупку "копейки", как делали наши предшественники, а использовать по назначению - жить в нормальной гостинице и ходить в нормальные рестораны.)

Проблема в том, что многим из нас хочется "и на елку сесть, и не уколоться" - и на родине жить, и делать качественную науку, и  жить не хуже, чем мы привыкли на свою западную зарплату.  Для этого русская наука не пригодна никак, и сама по себе проблема не решится. Там все надо рубить на корню, убирать бюрократию старперов от академии и делить ресурсы на подлинно конкурсной основе. 100% денег на науку (говорю сейчас именно о науке, а не об образовании) должно делиться на конкурсной основе, сколько бы их (денег) не было, много или мало. Оценка проектов должна производиться опять-таки не старперами от академии, а международными экпертами, как это делается везде.

Только всего этого не будет, видимо. Такие реформы нужно лоббировать на самом высоком уровне, а лоббировать их некому. Те, кто это понимают - это молодые ученые за границей, не имеющие связей в России. А те, кто имеют серьезные связи - живут в российской науке, в таких реформах не заинтересованы, их вполне устраивает положение "у руля", и они (и их дети, кормящиеся из того же корыта и наследующие их посты и связи) будут это положение консервировать, что есть сил.


BT-DT-GT
тимьяновый нуклеотид

been there don that got a t-shirt

BT-DT-GT

  • Гость
Re:Money, money, money...
« Ответ #29 : нояб. 28, 2003, 14:42 »
Однако, хочу добавить, за эти реформы считаю нужным бороться (хотя бы и участвовать там во всяких круглых столах, инициативных комитетах и проч., нести так сказать, знание в серые начальствующие массы), чтобы добиться своего пусть нескоро, но хотя бы к пенсионному возрасту.... ;)

BT-DT-GT
тимьяновый нуклеотид

been there donе that got a t-shirt